Дилижан - городок противоречивый. Тут есть красивые, но заброшенные старинные дома, есть разбитые улицы и здания советского периода, которые выглядят печально, и тут же островки современности: международный колледж, банк Армении, здание Тумо.
Краеведческий музей Дилижана входит в число этих островков передовой современности. Это неожиданно, потому что обычно краеведческие музеи размещают в старинных зданиях.
В художественном отделе, неожиданно для музея такого маленького городка, мы увидели шедевры как армянских (Мартирос Сарьян, Минас Аветисян, Иван Айвазовский, Геворк Башинджагян, Вардгес Суренянц, Гарзу, Ара Сарксян и др.), так и зарубежных мастеров (Рокуэлл Кент, неизвестные итальянские авторы, Иван Шишкин и др.). Часть картин попала сюда из Эрмитажа в результате обмена ценностей, найденных в этих краях, которые теперь хранятся в Эрмитаже.
Обмен произошел, когда Эрмитажем с 1934 по 1951 руководил Иосиф Орбели, востоковед армянского происхождения. Он приложил много усилий, чтобы сохранить экспонаты во время войны. Но я не могу отделаться от голосов в голове “давай обменяем по-братски, чтобы у нас тоже было несколько ценных картин”. Слишком уж неожиданно их было тут увидеть.
Но меня, конечно же интересовали история и быт - то, что выставлено в подвальном этаже. Экспозиция хороша.
Но даже в музее я столкнулась во всей красе с тем, что “рыба о воде узнает последней”. Экскурсовод на мои вопросы о сезонности хозяйственной жизни не могла толком ответить, точнее давала ответы на уровне других местных женщин. Я всегда жила в молодых городах. Краснокаменск и Висагинас построены Минатомом, Армавир как и прочие города и станицы Кубани 1863-1864 года, Новосибирску исполнилось 100 лет, когда я туда приехала. И вот я живу там, где средневековье - это 12-13 века и расцвет Армянского царства, где древности которым пара-тройка тысячелетий - дело обычное. Я с таким сталкивалась только, когда ездила в Узбекистан, но в Узбекистане я была недолго, а тут я живу и постоянно сталкиваюсь с присутствием этой древности, которое встроено в обыденность на уровне: “Все же так делают, о чем говорить”. Это большая проблема местные и приехавшие словно в двух разных пузырях. Местные не говорят потому что “что об этом говорить”, а приезжие не спрашивают, потому что не знаю что спрашивать и куда смотреть. Я знаю. И спрашиваю. И думаю как все увиденное, замеченное записать, систематизировать, потом рассказать так, чтобы приехавшие узнали и восхитились ценностями здешней культуры, а сами армяне осознали, как ценно и восхитительно то, чем они обладают и считают нормой.
Например, пару дней назад мне показали устройство армянской постели. Это удивительно! Но это тема другого поста. А показали, потому что я спросила. Обычно же гостей в спальню не ведут и содержимое диванов не показывают. Так и с музеем. Я бы сделала такую программу, что на экскурсию бы сюда очереди были. Есть на что посмотреть.